15
«У обратной стороны всегда есть обратная сторона». Что вы видите в этой фразе — противоречие или относительность?
Зачастую случается так, что когда люди говорят о парадоксе, то они подразумевают некий тупик. Но парадокс это не тупик, а бесконечность через дуализм. В парадоксе присутствуют 2 смысла, которые противоречат друг другу, но в этот же момент они опираются друг на друга, из чего возникает неразрешимое логикой противоречие, живущее по принципу «клин клином вышибается». Парадокс — это не противоречие двух форм, система остается одна единая. Парадокс — это противоречие внутри смысла системы, которая наглядно и одномоментно демонстрирует нам весь дуализм Мира «на кончике иглы». Парадокс — это театр, это циклический перформанс начала, конца и бесконечности. Парадокс должен был бы стать символом диалектики, но не стал им по недоразумению.
Идеальный парадокс по форме чист. Но далеко не все формы (формулы) являются идеальными (симметричными). Чистым парадоксальным считается такое явление, в котором присутствует или эффект утверждения через самоуничтожение, или доказательство себя с опорой только на отрицание самого себя: позитивная логика (утверждение) обосновывает негативную логику (отрицание), при чем утверждение и отрицание однородны и формой заключены в систему. Одной из самых чистых форм является формула «Никогда не говори никогда» или как сказал однажды Сократ «Я знаю только то, что ни чего не знаю», или как сказал Гегель «История нас учит только тому, что ничему не учит», или на пример (чуть менее чистая формула) «Слава Богу я атеист», и не менее чистая формула «Нет ничего постоянного, кроме самих перемен».
Не имеет особого значения тема, на которую появился парадокс. Она просто предлог, а феномен парадоксального явления — это парадоксальный факт, он всегда остается неизменным. На ум приходит парадокс курицы и яйца, когда спрашивают: что первично? Правильный ответ — первичного нет, они ондновременны, что конечно же парадоксально, поскольку каков вопрос, таков и ответ. Это конечно же шутка, но как известно, в каждой шутке есть доля шутки…
В парадоксе утверждение (возможно выраженное в форме отрицания, но по смыслу остающееся утверждением) живет опираясь на самоотрицание, интеллектуально оно продолжает жить вечно и через это становится истинным. Если утверждение для своей жизни опирается не на отрацание себя, а на другое утверждение, то оно умирает как только из разряда следствия переходит в разряд причины для 2х новых вещей — своих следствий. Почему именно 2х?
Потому что первая новая вещь нуждается в причине. А та вещь, которая идет за ней, редко когда вспоминает что ей предшествовало бесконечное количество причин и довольствуется только родительской причиной, и все более ранние причины теряют актуальность и отмирают, подобно бабушкам и дедушкам, которые нас, к сожалению, мало интересуют.
Маги ищут тайного знания и желают получения мистических способностей, заключая т.н. сделку с темными и нечистыми сущностями — сделку с Дьволом — якобы со сверх естественными силами, тем самым совершая огромную и фатальную ошибку, т.к. вместо просветления получают безумие. Мне понятно их желание, у меня для них есть отличный рецепт — проникнуться идеей и смыслом парадокса. У всех парадоксов смысл один и тот же и в нем скрыто заложен механизм перехода на новый уровень и в новое качество сознания, в высшее состояние. Если мы проницательны – мы почти гарантированно достигаем истины. Но современные эзотерики словно псевдо маги — истины они не достигают, они попадают в абсурд, который сводит их с ума. Для исцеления они идут к таким же безумным регресологам, чем окончательно себя добивают.
Самый ясный, простой и одновременно странный парадокс состоит в утверждении о том, что сознания не существует. То есть если мы утверждаем, что сознания не существует, то в этот же момент мы саморазоблачаемся, поскольку источник любых утверждений априори сознателен. Это нужно осознать и по средствам понимания донести до каждого уголка своего Я.
Парадокс – cirsulus vitiosus (лат. — порочный круг) или cirsulus in probondo (круг в доказательстве), это прообраз первородной истины, живой символ бесконечности и образец вечного двигателя поскольку происходит моментальный переход из противоречия в доказательство. Если вечный двигатель может существовать на вечном топливе, значит он должен быть устроен парадоксально, ведь противоречие в парадоксе и есть то самое вечное топливо.
Блез Паскаль, которого многие интеллектуалы (в их числе Вольтер и Л. Толстой) считали гениальным философом и ученым, говорил, что парадокс «срывает разум с петель». В своем искусстве убеждать людей Паскаль пришел к тому, что окончательным аргументом в убеждении является умение выразить истину в форме парадокса. А к истине он относился абсолютно истинно, он говорил: «Утешения ничего не дает кроме истины, и ничто, кроме честного искания истины, не дает успокоения нашему сознанию» (вспомните что говорит Пантеономос о смысле жизни).
Парадокс есть некоторая система доказательства, которая замкнута сама на себя. Она самодостаточна на столько, на сколько это возможно. Парадокс – явление замкнутого и цикличного круговорота смысла вокруг истины, поскольку только в нём сосуществуют паритет «да» и «нет», «белое» и «черное», они сосоществуют не только как единство и борьба противоположностей, но и как отрицание отрицания, выраженное фразой «запрещается запрещать».
Существуют парадоксальные философии, на пример экзистенциализм или материализм. «Экзистенция,- пишет известный экзистенциалист Карл Ясперс, — есть то, что никогда не становится объектом, это источник моего мышления, о котором я говорю в таком ходе мысли, где ничего не познается». Существование, или экзистенция – это нечто невыразимое в понятиях, то, что никогда не является объектом, ибо человек не в состоянии исчерпыающе познать самого себя. Однако, это «невыразимое в понятиях бытие», вынужденно определяется и описывается понятийно и ни как иначе, следовательно, экзистенция — есть понятие. О да, это понятие, следовательно, экзистенциализм есть весьма парадоксальный объект! В этой связи можно очень просто объяснить то, что медитация есть внимание к экзистенции, которая по своему заявлению не может стать объектом, но в конечном итоге становится хотя и предельно абстрактным, но объектом, — как минимум через ее фиксацию в понятии «экзистенция».
Парадоксальные приемы используются в дзен-буддизме под названием «коан», которые служат для практики сатори (моментального «пробуждения» сознания – проницательности).
Разные мыслители в разное время (Гераклит, Сократ, Платон и Аристотель, который считает автором диалектики Зенона Элейского, Николай Кузанский, Джордано Бруно, Иммануил Кант, Фридрих Гегель, а также Маркс/Энгельс/Ленин) вкладывали в диалектику свой смысл, но в общих чертах она всегда оставалась методом разрешения противоречий путем обобщения. Белое и черное, движение и покой — они принципиально противоречат друг другу, но друг без друга не существуют. Диалектика Гегеля, как всеобщий метод познания противоречий, получила продолжение в диалектическом материализме, который стал основой идеологии Советского Союза, изначально создававшегося на высоких идеологических принципах и имеющий философские идеи в фундаменте своей государственности. Идеология материализма парадоксальным образом постулирует материальное начало при помощи высоких идей, при этом отрицая все идеальное. Выходит что материализм саморазрушителен.
Теперь я бы сказал что диалектика — это наука о парадоксальности. Диалектика (вернее ее наиболее ясное и современное толкование, сформулированное в СССР к середине ХХ века) провозглашает три правила:
1) единство и борьба противоположностей
2) отрицание отрицания
3) переход количества в качество
еще должен быть п.4) — тут будет дополнение
Дуализм, диалектика и парадоксальность подобны, для нас это важно с точки зрения понимания нашей адекватности, непознаваемости и бесконечности.
Рассмотрим чистый парадокс «никогда не говори никогда». В нем присутствую все 3 указанные выше классические закона диалектики. Но вместе с ними там присутствует и относительность 2х вещей — сущего «никогда» и противоположного ему «никогда». Относительность — это отношение между двумя или более субъектами. Внутри самих себя субъекты абсолютны, но меж собой они относительны, как относительны вообще две любых вещи, имеющих субъективное сознание. Выходит, в дуализме зашита относительность, она по наследству передается диалектике и парадоксальности, и мы ее там видим. Если без относительности нет диалектики, это значит самое простое — она там есть, поэтому пункт номер
4) относительность
В океане бесконечных различий существует парадоксальное единство. Это не прямое, а именно скрытое и безостановочное единство. Парадоксальное единство в том, что если все вещи разные и неповторимые, то сама разность — это их единый принцип как закон. Так и постигаются истины — зачастую не из прямой, а из парадоксальной (диалектической) логики.
Ценность парадокса в его смысле. В том, что показывая ограниченному сознанию пределы логики, тем самым включается механизм бесконечного мышления и демонстрируется реальное бытие не существующего, бытие бесконечности и бесконечность бытия.
Парадокс абсолютен: абсолютно честен и абсолютно рационален, поскольку абсолютно рациональным может быть только такое множество, которое не отрицает своей иррациональности. Парадокс – ключ к пониманию трансцендентного иррационального Мира, к пониманию Закона. А еще его ценность в том, что он отчетливо и наглядно демонстрирует нам то, что в нашей логике, в нашем сознании, в нашем бытие существует точка разрыва глубиною в пропасть, уничтожающая и воскрешающая одновременно. Эта пропасть хорошо видна с той позиции, когда мы упираемся в тупики. Только тогда мы и начинаем понимать — обычный выход из тупика есть новый тупик, а настоящий выход парадоксален.
Реальное преодоление парадокса – это переход в новое качество, в новое состояние сознания, за пределы настоящего состояния (вспомним диалектику и закон перехода из количества в качество).
Принципиальный парадокс бытия кроется в том, что объективное постигается субъективным, и что субъективное выше объективного.
Доказательство: есть субъективное Я, которое отдает себе отчет в том, что оно ограничено и что оно есть лишь часть Единого. Но этот отчет тупо формален, поскольку Я знает, что это оно мыслит «Единое», а не Единое мыслит «Я». Отсюда следует вывод — относительность парадоксальна, как впрочем мы понимаем (хотя следующий вывод следует и не отсюда) что и парадоксальность относительна.
«Я» может миллион раз признать себя производной частью чего-то большего, но это будет сделано логикой в угоду здравому смыслу, которая как бы ставит все с ног на голову исключительно по одной лишь причине – не дать слабому сознанию сталкнуться с абсурдом и разбится об него, пока сознание не научилось обращаться с бесконечностью. Для этого необходимо статично зафиксировать бесконечность при помощи понятийного аппарата — т.е. создать парадокс, который может крутить смысл сколь угодно долго, но в замкнутой системе. Формальная логика работает только с законченными формами. Поэтому бесконечность должна как бы замереть и стать логична, а не хаотична и не абсурдна, иначе сознанием не будет достигнуто понимание предельно сложных вещей — бесконечности.
Изучая мгновенное время на примере парадоксальной предельности, можно постичь сущность самого времени, его функциональность (цели и задачи) и внутреннюю природу (механизм работы). Парадоксально, но объективное астрономическое время, которое отображается на часах, менее фундаментально и значимо, чем переживание субъективного момента сознания (время субъективное), поскольку изначально появляется субъективное переживание времени, а затем появляется понимание и исчисление относительного астрономического времени. Но когда это понимание появляется, внешнее время кажется более «объективным» поскольку оно как бы «для всех» и сотворено Богом.
Необходимо заметить, что очень многие люди, не особо вдающиеся в смыслы и не утруждающие себя размышлениями, часто путают понятия курьезного, абсурдного и парадоксального, не говоря уже о понимании смысла парадоксальности с его фундаментальностью для изучения бытия в целом. Нужно научиться разделять эти понятия и не путать их по смыслу. Нужно помнить, что у обратной стороны всегда есть обратная сторона.
Это также хороший тест для эзотериков. Если мистик не понимает разницы курьезного, абсурдного и парадоксального, значит он не думал об этом, следовательно он не доходил до границ разума и не представляет интереса, потому что он или плохо искал, или вообще не искал. Помните, всяий маг желал бы иметь научную эффективность, но он ее не имеет.
Существует смысл в развитии гуманитарной и технической мысли именно в сторону осмысления дуальной природы бытия и парадоксальной природы сознания. Передовая наука занята исследованиями природы сознания, но она пока обращает внимание на его биомеханические свойства, пытаясь понять связи и разгадать загадки материи. Но мы должны отдавать себе отчет в том, что при этом изучении используется логика. Сознание изучает себя, оно изучает логику логикой, поэтому можно сказать уже сейчас, что все это изучение закончится парадоксально — то есть никогда.
Парадокс имеет свою аналогию и в литературе — это гротеск. Гротеск замечателен своей двухплановостью и контрастностью. Он сочетает несочетаемое — ужасное и смешное, нереальное с реальным, настоящее с будущим, две противоположные грани неотделимы друг от друга.
Поскольку парадоксальность есть важный принцип Пантеономоса, то продвинуться еще выше и пойти еще дальше, смогут те, кто сможет постичь смысл и реализоваться в более чистой парадоксальной форме. Я бы и сам пошел, но это трудная задача, тем не менее, мой результат на лицо, и это не еще предел…