О парадоксе

15

«У обратной стороны всегда есть обратная сторона»

Зачастую случается так, что когда люди говорят о парадоксе, то они подразумевают некий тупик. Но парадокс это не тупик, а бесконечность через дуализм. В парадоксе присутствуют 2 смысла, которые противоречат друг другу, но в этот же момент они опираются друг на друга, из чего возникает неразрешимое логикой противоречие, живущее по принципу «клин клином вышибается». Парадокс — это не противоречие двух форм, форма остается одна, парадокс это манифестация 2х противоречивых смыслов, которая наглядно и одномоментно демонстрирует нам практически весь Мир на кончике иглы. Парадокс — это циклический перформанс начала, конца и бесконечности. Парадокс должен был бы стать символом диалектики, но почему-то не стал им.

Идеальный парадокс бесконечно чист. Но далеко не все формы (формулы) являются идеальными. Чистым парадоксальным считается такое явление, в котором присутствует или эффект утверждения через самоуничтожение, или доказательство себя с опорой только на отрицание самого себя: позитивная логика (утверждение) обосновывает негативную логику (отрицание), при чем утверждение и отрицание однородны (как сказано выше имеют единую форму). Одной из самых чистых форм является формула «Никогда не говори никогда» или как сказал однажды Сократ «Я знаю только то, что ни чего не знаю», или как сказал Гегель «История нас учит только тому, что ничему не учит», или на пример (чуть менее чистая формула) «Слава Богу я атеист».

Не имеет особого значения тема, на которую появился парадокс. Она просто предлог, а феномен парадоксального явления — сам парадоксальный факт, всегда остается неизменным.

Парадокс там, где утверждение (часто выраженное в форме отрицания, но по смыслу остающееся утверждением) существует, что бы обосновать отрицание самого себя, на пример: никогда не говори «никогда». Таким образом, утверждение становится истинно если опирается на самоотрицание: нет ничего постоянного, кроме самих перемен. С помощью перехода на новый уровень смысла обнажается подноготный смысл вещей — самоотрицание есть утверждение противоположности, а самоутверждение есть ее отрицание.

Самый странный парадокс состоит в утверждении о том, что сознания не существует. То есть если мы утверждаем, что сознания не существует, то в этот же момент мы саморазоблачаемся поскольку источник любых утверждений априори сознателен.

Парадокс – cirsulus vitiosus (лат. — порочный круг) или cirsulus in probondo (круг в доказательстве), это прообраз первородной истины, живой символ бесконечности и образец вечного двигателя поскольку происходит моментальный переход из противоречия в доказательство. Если вечный двигатель может существовать на вечном топливе, значит он должен быть устроен парадоксально, ведь противоречие в парадоксе словно вечное топливо.

Истина в парадоксе представлена предельно наглядно, так как после решения противоречия остается или истина, или тупик. Но даже «тупик» есть аллюзия истины как пустоты. Если мы проницательны – мы достигаем истины, если не достигаем, то попадаем в абсурд который сводит с ума.

Блез Паскаль, которого многие интеллектуалы (в их числе Вольтер, П.Николь, Л. Толстой и др.) считали гениальным философом и ученым, говорил, что парадокс «срывает разум с петель». В своем искусстве убеждать людей Паскаль пришел к тому, что окончательным аргументом в убеждении является умение выразить истину в форме парадокса. А к истине он относился абсолютно истинно, он говорил: «Утешения ничего не дает кроме истины, и ничто, кроме честного искания истины, не дает успокоения нашему сознанию».

Парадокс есть некоторая система доказательства, которая замкнута сама на себя. Она самодостаточна на столько, на сколько это возможно. Парадокс – явление замкнутого и цикличного круговорота смысла вокруг истины, поскольку только в нём сосуществуют паритет «да» и «нет», «белое» и «черное», они соотносятся не только как единство и борьба противоположностей, но и как отрицание отрицания: «запрещается запрещать».

Существуют парадоксальные философии, на пример экзистенциализм или материализм. «Экзистенция,- пишет известный экзистенциалист Карл Ясперс, — есть то, что никогда не становится объектом, это источник моего мышления, о котором я говорю в таком ходе мысли, где ничего не познается». Существование, или экзистенция – это нечто невыразимое в понятиях, то, что никогда не является объектом, ибо человек не в состоянии взглянуть на себя со стороны, поэтому он стремиться себя познать, так и не поняв. Однако это «невыразимое в понятиях» бытие вынужденно определяется и описывается понятийно, и ни как иначе, следовательно, экзистенция — есть понятие. О да, это понятие, следовательно это весьма парадоксальный объект! В этой связи можно очень просто объяснить то, что медитация есть внимание к экзистенции, которая по своему смыслу не может стать объектом, но в конечном итоге становится пусть и предельно абстрактным, но объектом через определение в понятии «экзистенция».

Парадоксальные приемы используются в дзен-буддизме под названием «коан», которые служат для практики сатори (моментального «пробуждения» сознания – проницательности).

Разные мыслители в разное время (Гераклит, Сократ, Платон, Аристотель который считает автором диалектики Зенона Элейского, Николай Кузанский, Джордано Бруно, Иммануил Кант, Фридрих Гегель, а также Маркс/Энгельс/Ленин) вкладывали в диалектику свой смысл, но в общих чертах она всегда оставалась методом разрешения противоречий путем обобщения. Белое и черное, движение и покой которые принципиально противоречат друг другу, но друг без друга не существуют. Диалектика Гегеля, как всеобщий метод познания противоречий, получила продолжение в диалектическом материализме, который стал основой идеологии Советского Союза, изначально создававшегося на высоких идеологических принципах и имеющий философские идеи в фундаменте своей государственности. Идеология материализма парадоксальным образом постулирует материальное начало при помощи высоких идей, при этом отрицая все идеальное. Выходит что материализм саморазрушителен.

Теперь я бы сказал что диалектика — это наука о парадоксальности. Диалектика (вернее ее наиболее ясное и современное толкование, сформулированное в СССР к середине ХХ века) провозглашает три правила:

1) единство и борьба противоположностей
2) отрицание отрицания
3) переход количества в качество

Эти правила парадоксальны в том смысле, что они наглядно показывают нам внутреннее устройство и смысл парадоксальных явлений и в конечном счете механизм нашей адекватности, непознаваемости и бесконечности.

Эти три правила как три логические связи составляют единый принцип — принцип парадоксальности, который так же значителен, как и принцип относительности.

В океане бесконечных различий существует парадоксальное единство. Это не прямое, не очевидное единство, но оно есть. Парадоксальное единство в том, что если все вещи разные и неповторимые, то сама разность — это единый принцип как закон. Так и постигаются истины — зачастую не из прямой, а из парадоксальной (диалектической) логики.

Если подойти к феномену парадоксальности глубоко и просто, то становится понятно, что парадоксальность есть не отдельное логическое звено, а мера адекватности ограниченного сознания, которое познается только самим собой, и больше ни как. У сознания (как явления) нет внешнего инструмента для познания себя — даже посторонний взгляд со стороны (взгляд глазами другого человека, общественное мнение) имеет значение только когда информация от него поступит обратно в Я и будет воспринята.

Ценность парадокса в его смысле. В том, что показывая ограниченному сознанию пределы логики и мышления, он качественно и по-новому демонстрирует нам реальное бытие не существующего, бытие бесконечности и бесконечность бытия. Парадокс определяет границы и горизонты смысла, смысл в нем одновременно и элементарен, и недоступен. Парадокс абсолютен: абсолютно честен и абсолютно рационален, поскольку абсолютно рациональным может быть только такое множество, которое не отрицает своей иррациональности. Парадокс – ключ к пониманию трансцендентного иррационального мира, к пониманию Закона. А еще его ценность в том, что он отчетливо и наглядно демонстрирует нам то, что в нашей логике, в нашем сознании, в нашем бытие существует точка разрыва глубиною в пропасть. Эта пропасть хорошо видна с той позиции, когда мы упираемся в тупики. Тогда мы и начинаем понимать, что для выхода из тупика нам нужен какой-то логический мост над пропастью. Так появляются аксиомы которые не требуют ни каких доказательств.

Реальное преодоление парадокса – это не вопрос приоритета, а это переход в новое качество, в новое состояние сознания, за пределы настоящего состояния — опять вспомним диалектику и переход из количества в качество.

Раньше пределом научного понимания мира было представление об относительности. Сам принцип относительности обусловлен не чем иным, как только субъективной природой нашего сознания: мир относителен наблюдателя, поскольку любые представления соответствуют возможностям сознания. Однако, если пойти дальше и попытаться разобраться в логике существования самой относительности, то мы придем к выводу о том, что логика относительности парадоксальна, а сознание абсолютно — к этому подошла квантовая физика*. Таким образом, принципиальный парадокс актуального мира в том, что объективное постигается субъективным и что субъективное есть наивысшая реальность: есть субъективное Я, которое отдает себе отчет что оно ограничено и что оно есть лишь часть Единого. Но этот отчет формален, поскольку Я знает, что это оно мыслит «Единое», а не Единое мыслит «Я». (здесь «Я» и «оно» суть одно).

«Я» может миллион раз признать себя производной частью чего-то большего, но это будет сделано логикой в угоду здравому смыслу, которая ставит все с ног на голову исключительно по одной лишь причине – сделать сознание адекватным бесконечности, для чего необходимо статично зафиксировать бесконечность при помощи понятийного аппарата — создать парадокс, который может крутить смысл сколь угодно долго при статичной форме. Логика работает только с законченными формами. Бесконечность должна замереть, стать логична, а не хаотична и не абсурдна, иначе актуальным сознанием не будет достигнуто представление ни о себе, ни о бесконечности.

Изучая мгновенное время на примере парадоксальной предельности, можно постичь сущность самого времени, его функциональность (цели и задачи) и внутреннюю природу (механизм работы). Парадоксально, но объективное астрономическое время, которое отображается на часах, менее фундаментально и значимо, чем переживание субъективного момента сознания (время субъективное), поскольку изначально появляется субъективное переживание времени, а затем появляется понимание и исчисление астрономического времени. Но когда это понимание появляется, внешнее время кажется более «объективным» поскольку оно для всех.

Необходимо заметить, что очень многие люди, особо не вдающиеся в смыслы, не утруждающие себя философскими размышлениями, часто путают понятия курьезного, абсурдного и парадоксального, не говоря уже о понимании смысла парадоксальности с его фундаментальностью для изучения бытия в целом. Нужно научиться разделять эти понятия и не путать их по смыслу. Нужно помнить, что у обратной стороны всегда есть обратная сторона.

Есть глубокий смысл в развитии гуманитарной и технической мысли именно в сторону осмысления парадоксальной природы сознания. Сегодня вся передовая наука занята исследованиями природы сознания, но она пока обращает внимание только на его механические свойства, пытаясь понять связи и разгадать загадки материи. Но мы должны отдавать себе отчет в том, что при этом изучении используется логика. Сознание изучает себя, оно изучает логику логикой, поэтому можно сказать уже сейчас, что все это изучение закончится парадоксально — то есть никогда.

Парадокс [логики] имеет свою аналогию и в литературе — гротеск. Гротеск замечателен своей двухплановостью и контрастностью. Он сочетает несочетаемое — ужасное и смешное, нереальное с реальным, настоящее с будущим, две противоположные грани которые неотделимы друг от друга.

Поскольку парадоксальность есть важный принцип Пантеономоса, то продвинуться еще выше и пойти еще дальше, смогут те, кто сможет реализовать смысл в более чистой парадоксальной форме. Я бы и сам пошел но пока такая возможность лежит за гранью моих возможностей и моего понимания.

*Вниманию квантовых физиков: квантовая физика парадоксальна.

17 октября, 2013
| Метки: |

Автор: re

Discover the gaming sanctuary at Hotel Glory's peaceful gaming retreat , where tranquility and excitement coexist.