9
Постичь Универсальное знание — в истории этому уже было множество попыток, но любая попытка измерить бесконечность глобального пространства тщетна — оно принципиально не подлежит законченному описанию, удовлетворяющему условиям чистой объективности. Оказалось, не существует объективной позиции относительности – нет той точки опоры, с позиции которой «Я» могло бы бы рассматривать единый внутренне-внешний мир как идеальный и независимый объект. Получается что Универсальное знание – это понятийная модель реальности, дошедшая до границ возможностей сознания, которые теоретически могут быть выражены математической формулой.
Имануил Кант о времени: «Если мы отвлечемся от способа, каким мы внутренне созерцаем самих себя и посредством этого созерцания охватываем способностью представления также все внешние созерцания, стало быть, если мы возьмем предметы так, как они могут существовать сами по себе, то время есть ничто», — он здесь оттолкнулся от воображаемой точки опоры и ушел в воображаемый мир, сделав при этом фундаментальную ошибку. Ошибка в том, что помечтав выйти за пределы сознания (способа, каким мы внутренне созерцаем самих себя) постичь предметы «как они есть сами по себе» все равно не получится: мера всех вещей лежит внутри сознания, а не за его пределами, тем более что эти «пределы» — тоже есть некоторое понятие, рождённое сознанием и расположенное внутри него.
Все познается в сравнении, а Единое сравнивать не с чем – в этом принципиальная причина его непознаваемости. Поэтому то, что мы по форме считаем субъективным (природу сознания и способ его мышления), это и является по своему качеству максимальной объективностью, из которой мы всегда вынуждены исходить в своих идеях и суждениях. Всегда. Нет исключений. А то знание, что мы считаем объективным, остается по качеству лишь отражением нашей субъективности, субъективной идеей об объективности, которая (как на пример наука) в лучшем случае справедлива до предела нашей общей адекватности, что означает только то, что у этой адекватности может существовать продолжение в лице хотя бы одного не адекватного субъекта (к примеру инопланетянина), что уведёт его за общие рамки объективности. Поэтому ко всему предшествующему и последующему описанию Универсального знания необходимо добавлять слово «как бы», означающее, что оно по определению никогда, ни где и ни кем не может быть рассмотрено чисто объективно. По умолчанию это «как бы» фигурирует в дальнейшем описании, и оговорившись о нем здесь 1 раз, оно распространяется всё. В дальнейшем им можно пренебречь. Таким образом, понимание того что субъективное первично — это основной парадокс бытия.
При постижении Универсального знания, необходимо иметь в виду парадоксальное строение мироздания, вытекающее из начала начал нашего сознания – парадоксальной логики субъективно-объективных отношений: субъективное объективно; объективное субъективно (интерсубъективно), поскольку объективное есть некоторая понятийная категория, принадлежащая субъективному сознанию. Парадоксальное явление действует по парадоксальному принципу, ценность которого для понимания законов мироустройства и принципа относительности вещей колоссальна. Таким образом, Единое пространство, а вместе с ним вообще всё, включая и бытие небытия, включая бесконечность, «всегда и везде» вынужденно замыкаться на сознание и рассматривается только с точки зрения диалектики субъективной относительности в момент восприятия ( «Cogito ergo sum»), или как поется в известной песне: «Есть только миг между прошлым и будущим, именно он называется жизнь». Известный философ, римский император Марк Аврелий сказал: «Сколько бы ни длилась жизнь разных людей, пусть один из них прожил всего 40, а второй 10 000 лет, они проживают мгновение и теряют в конце концов одно и то же. Настоящее – вот все, чего можно лишиться, ибо только им обладаешь, а никто не лишается того, чем не облaдает. Время любой жизни – миг», а также добавил: «Либо мир есть огромный хаос, либо порядок и закономерность».
Относительность, как принцип познания вещей и явлений, субъективна и одновременно парадоксальна. Следовательно, главное, о чем далее нужно позаботиться, так это о предельной справедливости своего субъективного суждения, о справедливости этой относительности. Справедливость же достигается широтой и глубиной взгляда – опытом сопричастности и проницательностью самопознания. Проницательность и опыт порождают мудрость. Доказательством справедливости и правоты суждений служат универсальные выводы, оправданные успешной практикой своего применения, а так же не просто опытом, а реальной проверенной пользой. Это снова нас приводит к необходимости сформулировать Универсальное знание математическим методом.
По вопросу существования мира можно утверждать, что мир как систему, в конечном итоге приходится рассматривать только как продукт работы адекватного индивидуального сознания вследствие присутствия восприятия. Внешний мир ничтожен без восприятия, а внутренний без созерцания. Мир без его осознания – голый нуль, он меньше атома во вселенной. Сознание – главное условие бытия мироздания. Поэтому вопрос о познании сознания является ключевым научным вопросом.
Наше всё называется «актуальное бытие» которое равно сознанию в самом широком смысле слова. Это способность восприятия внешнего мира через органы чувств, способность трансформации «увиденного» в ясные образы, способность их внутреннего интеллектуального переживания – созерцания, и способность реагирования и действия сообразно выводам созерцания. Если задаться целью выразить бытие математически, то круговорот восприятие-трансформацию-созерцание-действие для простоты можно обозначить понятием «Акт» или «А» и пытаться построить равенство между ним и реальностью. Понятно что мы выйдем на производную от А в степени бесконечности.
В самом начале постижения Универсального знания нужно обязательно поставить перед собой вопрос о том, что представляет собой это самое субъективное начало мироздания, то есть что такое мое сознание и что такое Я? Но забегая немного вперед необходимо отметить что Я – это единственная аксиома в нашей жизни, всё требует доказательства, кроме доказательства «Я существую». Я – это объективная реальность. Для Я можно дать и «внешнее» определение: Я-актуальное есть реальная проекция собственной души на систему «пространство и время» по средствам идеи о своем воплощении. На основании психоанализа Фрейда показано что Я для сознания может быть как внутренним Я – когда оно высказывается о чем-то внешнем, так и внешним Оно, когда высказывается о самом себе. Здесь наблюдается парадокс как внутреннее становится внешним, а внешнее внутренним.
Согласно этой теории, психика человека состоит из Я, Сверх-Я и Оно. Но все эти три состояния располагаются в Актуальном пространстве. В потенциальном пространстве располагается состояние Пред-Я, которое является определяющим для бытия личности а Актуальном. Пред-Я это дух личности которым она создается и в который после жизни уходит.
Обязательно необходимо подчеркнуть, что вся загадочность и парадоксальность сознания есть следствие его дуализма, выраженного в том, что сознание одновременно имеет как внутренние признаки, так и внешнее — оно не просто «сознание», а оно еще и «самосознание».
На вопрос «что первично: курица или яйцо, дух или материя» правильным ответом будет ответить парадоксально, передав в ответе парадоксальный смысл самого вопроса. То есть правильным будет ответ «одновременно».
Если сознание рассматривать не просто как некоторую способность мыслить, а как идеальную форму существования, как материю и пространство для духа, то вывод о существовании объективного сознания, об Абсолютном сознании, логичен. Конечно, можно ограничиться естественно научными суждениями о биологическом фундаменте сознания, но это не интересно, потому что это материальный тупик. Интересно же сделать вывод о том, как субъективное сознание видит себя подобием объективного, но вместе с этим отдает себе отчет что объективное остается в рамках потенции и является «объективным» исключительно формально – ровно по способностям человека мыслить А — абстрактную производную идею. На пример о Боге: один воображает седого старца на небе, а другой бесконечность миров. Это «объективное» находится в субъекте в форме его кругозора, в форме А-способностей .
Такой субъект мог быть абсолютен и равен Богу если бы количество А было бы равно бесконечности. Но сегодняшний человек это достаточно примитивное существо которому сложно увидеть даже вторую производную себя: обычный человек открывает глаза и понимает только то, что по улице идут люди и едут машины; продвинутый человек анализирует свое восприятие, познает законы движения и становится условным «Исааком Ньютоном»; а супер продвинутый начинает анализировать свой анализ, достигает второй производной, открывает законы законов (законы нравственности и духовности) и парадоксальные свойство своего бытия. Но дальше не идет ни кто. Человеческое состояние А3 . Божественное А8* . Разница 8*-3=8*
Пусть человек (субъект) будет соответствовать Богу, но он достигнет этого только в силу принципа соответствия, то есть в тех рамках, которые ему позволяют его возможности. Мы не знаем своих потенциальных возможностей, но можем о них судить как о бесконечных и неоднозначных. При этом красота бытия в том, что природа и смысл бесконечности и неоднозначности в нашем сознании достаточно однозначны – они однозначны в виде абстрактных понятий. Понятие «бесконечность» абстрактно, но по своему смыслу и природе оно абсолютно конечно.
Разгадать или понять тайну этого принципа было бы равносильно ответу на вопрос «Каким образом создано и существует весь этот мир и бытие». В попытке найти ответ на данный вопрос сознание не может ничего сделать более, чем найти себе аналогию в неподвижном и ясном, и проанализировать его. Условие неподвижности для ясности имеют существенное значение, поскольку если рассматривать самоанализ как проекцию на проекцию, то необходимо иметь не бесконечный ряд этих самопроекций, а остановиться на некоторой стадии, позволяющей найти общий принцип. По аналогии с памятью или воображением можно себе представить примерный механизм появления сознания: подобно тому, как из памяти и воображения «рождаются» мысли и идеи, так и из потенциала пробуждается сознание. Процесс носит выраженный энергетический характер по принципу трансформации одного вида энергии в другой, и принципа перехода количества в качество. Таким образом, схема появления сознания может быть достаточно проста: пока оно было не актуально, уже существовал определенный потенциал его появления, основанный на достаточности количества энергии. По достижению уровня определенного потенциала, оно перестало быть как бы «идеей» и стало актуальной материей.
Потенциал развития сознания существует у каждой вещи без исключения, даже у неодушевленного предмета, однако механизм превращения энергии в этом случае не понятен даже через призму череды перерождений. Понятно лишь то, что должны произойти некие качественные изменения в свойствах духа этого предмета.
Глаза – зеркало сознания, а сознание – зеркало души. Знаменитое высказывание Декарта «Я мыслю, значит я существую» можно было бы поправить, сказав: «Я чувствую, значит я существую». Однако, тем не менее, Декартова формулировка существования наиболее точна и справедлива, и вот почему. Сознание обладает дееспособностью – способностью мыслить логично и ответственно, и вменяемостью – адекватно ощущать различные свойства пространства и времени. Но если говорить точнее и строже, то существует всего одно сознание – мыслящее, тогда как созерцающее, размышляющее, ощущающее, чувствующее и переживающее сознания есть просто разновидности сознания мыслящего, мыслящего как с разной скоростью: очень быстро или достаточно медленно; так и в разных плоскостях: внутренней (под воздействием внутренних настроений) или внешней (под воздействием окружающей среды). Поэтому мысль выступает универсальным и неотъемлемым инструментом сознания: пусть оно размышляет и чувствует, но в обоих случаях оно при этом мыслит — в первом случае медленно и конкретно, во втором случае быстро и абстрактно. Но если оно ни как не мыслит, значит, оно не существует.
Осознано и разумно человек может действовать только в достаточно простых и спокойных ситуациях. В сложных ситуациях, как в ситуациях неясности, он действует интуитивно и инстинктивно. Это говорит о не очень высоком уровне развития сознания, но был бы потенциал…
Отправной точкой для начала рационального познания Единого пространства является отделение ясной его части от части не ясной, а вместе с этим наделение его координатами относительности. Единое надо просто поделить на условные части, поскольку без дедукции нет познания, и без процесса в виде деления нет ни продолжения старой, ни появления новой жизни. Поэтому в самом начале необходимо разделить Единое Пространство на то, что существует, и на то, что как бы не существует — на бытие и небытие. Кроме того, чем больше оно делится, тем оно глубже познается, а значит и более ясную картину знания мы можем наблюдать в дальнейшем.
Дифференцируя Единое с точки зрения: бытие–небытие, перво-наперво мы получаем от него следующие производные:
1) Сознательное измерение – имманентно существующее;
2) Бессознательное измерение – трансцендентно существующее, бессознательность которого условна и представляет собой проекцию работающего сознания на свои невидимые начала, на свое зазеркалье, на дух. К примеру, Фрэйд пытался рассматривать бессознательное в чистом виде, но он особенно не акцентировался на том, что предметом его рассмотрения стало не бессознательное, а лишь проекция сознания на бессознательное. Таким образом, сколько бы ни было сознательных проекций или проекций на эти проекции, чистое бессознательное непостижимо, т.к. всегда ускользает в бесконечность от фиксации мыслью. Но это не значит, что его нет, это просто значит, что туда не проникает свет разума, а если даже и проникает, то обратно не возвращается (черные дыры сознания).
Первому дифференциалу наиболее соответствует обозначение «Актуальное пространство (Актуальное)», а второму соответствует обозначение «Потенциальное пространство (Потенциальное)». Актуальное пространство или субъективно, или объективировано (общественное сознание которое суммарно субъективно). Потенциальное пространство чисто объективно, поскольку не зависит от временных или пространственных условностей, в нем нет меры относительности. Потенциальное трансцендентно. Мы не можем приблизиться к нему ближе, чем на расстояние идеи о нем в виде «пред-Я» существующего до рождения
Самое интересное в Потенциальном то, что оно описывает нам существование как бы не существующего. На простом примере это выглядит так: не важно, разговариваю ли я сейчас с тобой или нет; видишь ли ты меня сейчас, или нет; помнишь ли ты меня, или нет; знаешь ли ты обо мне вообще что-либо, или нет, знаю ли я тебя, или нет, — не зависимо от всего этого наше взаимное существование не исключается, что уже приравнивается к его потенциальному существованию. Но поскольку кто-то потом (как бы сейчас) читает, что я сейчас (тогда) думал и что я написал, значит я для него (для тебя) актуален, но они (ты) пока для меня потенциальны.
Хаос для сознания — это ад. Сознание стремится к свету знания, через логику и упорядочение оно движется к пониманию в сторону рая, всячески сопротивляясь хаосу, сопротивляясь аду. Оно не достаточно зрело, так как во многих вещах не более чем просто чувственно, но оно развивается и стремится к целостности, к единству, хотя зачастую инстинктивными варварскими методами и с ошибочной тактикой. Высшей его функцией является рациональное мышление, которое в свою очередь достигает вершин в состоянии проницательности, когда мысль не отскакивает от поверхности предмета созерцания, а пронизывает его оболочку и устремляется вглубь, обнажая его смысл и связи. Сознание знает о своем несовершенстве и о своих границах, оно готово разбираться в проблемах бесконечности, но оно не приемлет одного – абсурдных конфигураций. Важное терминологическое дополнение: не надо путать абсурд с парадоксом, а парадокс с курьезом, – это совсем разные вещи.
* — цифрой 8 здесь вынудженно обозначен символ бесконечности